8 (495) 514 – 74 – 43

Можайск

С высоты холма Можайск ка­жется огромным городом, но при ближайшем рассмотрении истори­ческий центр города оказывается весьма небольшим. Тем более задев­шие его две войны — 1812 и 1941 годов сохранили весьма немного.

Что касается названия, то суще­ствует две версии — от «межи», что означает «граница», и от древне­польского слова «можа», что озна­чает «лес».

В истории Древней Руси Можайск имел большое значение. Здесь за­ключали договора Иван Грозный и Василий Третий. А на его террито­рии находилось восемь монастырей и около тридцати пяти церквей. Названия соседних селений — Соколь­никове, Псарево и прочие говорят о том, что царь любил здесь поохотиться. А в 1624 году на самом высоком холме началось строительство каменной крепости, взамен Смоленской. «… и во всём город сделан хорош и всякими бои биться мочно…» — писала древняя летопись. В начале XVII века Можайск пережил крестьянское восстание Хлопка, крестьянскую войну под предводительством Болотникова, появление двух Лжедмитриев, а также польскую интервенцию.

В 1654 году Смоленск был окончательно и бесповоротно присоединён к России, после чего можайский кремль-крепость потерял своё значение, и местные жители тут же разо­брали его на кирпичи. Политическое влияние Можайска было утрачено, но город стал религиозным центром Мо­сковской Руси благодаря образу Ни­колы Можайского. Этот образ, выре­занный из дерева неизвестным масте­ром в XIV веке, был главной святыней храма и города, символом Можай­ска. В древнем Можайске он нахо­дился на главных воротах кремля как охранитель города. Святой был укра­шен серебряно-позлащенной чекан­ной ризой и такой же митрой на голо­ве с крупным жемчугом и драгоцен­ными камнями.


«В  крепости находится об­раз св. Николая, который содержится в большой чести и богато украшен драгоценны­ми каменьями, жемчугом и зо­лотом. Когда Великому князю надо бывает воевать, он ходит туда в Николин день и жертвует Святому большие дары и подая­ния, чтобы он послал ему побе­ду над врагами».

Пётр I «История о Великом княжестве Московском»

Теперь этот резной образ можно увидеть в Третьяковской галерее.

 

Ново-Никольский собор

 

В дань уважения не только про­стые люди, но и великие князья и ца­ри Московские ездили на богомо­лье в Можайск, на поклонение.

Известно, что царь Иван Василье­вич в 1576 году давал в Можайске ау­диенцию римским послам. В 1812 году Наполеону пришлось выиграть тя­желый бой, чтобы занять город. Три дня Наполеон пробыл в Можайске, после чего отправился на роковую для него битву в деревню Бородино.

В дни Великой Отечественной вой­ны Можайск являлся одним из опор­ных пунктов в системе обороны столицы. В октябре 1941 г. город под­вергся временной оккупации и был сильно разрушен, и только 20 января 1942 г. после штурма его удалось освободить.

Сегодня из сохранившихся красот города можно увидеть земляные ва­лы на Никольской горе, с вершины которого чувствуется мощь суще­ствовавшего кремля. Деревянные укрепления существовали здесь уже в XII веке. А в 1626 году был построен каменный кремль, который, правда, был разобран уже в XVIII веке. До нашего времени на Никольском холме сохранился Ново-Никольский собор, построенный Казаковым или его учениками в готической стилисти­ке — со шпилями и башенками. По си­луэту он больше похож на замок, а не на собор. На холме также находится памятник погибшим в Великой Отече­ственной войне и маленькое озерцо, возле которого поставили деревян­ную часовенку и благоустраивают «водосвятный комплекс».

На территории бывшего кремля находится Можайский историко­краеведческий музей В нем вы­ставлена коллекция живописи мест­ных художников, предметы быта, документы и фотографии.

Справа расположен чудом сохра­нившийся храм — Старо-Никольский, или Петра и Павла. Он был воссоздан на фундаменте Ни­кольского храма XV века и полно­стью копирует его формы.

На подходе к бывшему кремлю по обе стороны узенькой улочки можно увидеть старые торговые ряды и белокаменные постройки присут­ственных мест. Одно из таких зданий как раз сейчас восстанавливается — дом купца Власьева, содер­жавшего здесь соляной склад.

На окраине города на вершине Брыкиной горы можно посетить единственный из сохранившихся монастырей Можайска — Лужецкий мужской монастырь. Указатель на него мы видели, когда въезжали в город. Монастырь был основан свя­тым Ферапонтом Белозерским, уче­ником Сергия Радонежского.

В монастыре сохранились Богородицко-Рождественский собор XVII века с небольшими фрагментами фресок, колокольня XVII века, Святые ворота XVI—XVIII веков, а также стены и башни того же времени.

Он и ныне соответствует описанию, сделанному в начале XIX века путеше­ственником митрополитом Платоном: «Сей монастырь весь есть каменный; четыре в нем церкви и кельи и ограда каменныя, довольно устроены, и вну­три церквей благолепие непостыд­ное; стоит на высоком и красивом ме­сте на берегу Москвы-реки, откуда почти и весь город виден».

Николай Чудотворец

Николай-Угодник издавна считается на Руси всеобщим заступником и помощником в бедах, мудрым советчиком и врачевателем больных душ, отцом всех сирот, униженных и обиженных, поборником христианской веры и православия. «Победителем народов. И воистину победителем злобы на благо всему миру» (по словам Жития).

И не было на Руси дома, где не стоял бы любимый образ. «Микола — тот же Бог», — поговаривали крестьяне.

Среди разнообразных иконописных ликов образ Божьего угодника легко узнаваем — седовласый старец с высоким крупным лбом, небольшой бородой и одновременно строгими и милостивыми глазами.

Святой Николай издавна почитался как защитник городов и крепостей. Сохранилось предание о его помощи жителям города Можайска, осаждённого в XIV веке монголо-татарами. В ответ на молитвенное к нему обращение в одной из церквей города последовало чудесное видение: Святой Николай возник на небе, в грозном виде стоящий над собором. Одной рукой он поднял сверкавший меч, готовый опуститься на головы врагов, в другой как бы держал град Можайск в знак охранения его. Устрашённые грозным знамением, враги в ужасе бежали от стен Можайска, а жители в благодарное воспоминание могущественного заступничества вырезали вскоре из дерева изображение чудесного образа своего святого покровителя в том образе, который увидели на небе, который как раз и стал символом города.

 

 

Также Николай Чудотворец явил­ся великому князю Дмитрию Дон­скому накануне Куликовской бит­вы. «И явися ему на оном месте пречуден образ Николая Чудот­ворца в звездном сиянии». После победы Дмитрий Донской велел воздвигнуть храм во имя Святите­ля Николая и монастырь, назван­ный Николо-Угрешским. Старинное Житие святителя Ни­колая заканчивается такими сло­вами:

«Много великих и Преславных чудес сотворил на земле и на мо­ре великий сей угодник. Он помо­гал сущим в бедах, спасал от пото­пления и выносил на сушу из глу­бины морской, освобождал из пле­на и приносил освобожденных до­мой, избавлял от уз и темницы, за­щищал от посечения мечом, осво­бождал от смерти и подавал мно­гим многие исцеления, слепым — прозрение, хромым — хождение, глухим — слух, немым — дар сло­ва. Он обогатил многих, бедствую­щих в убожестве и крайней нище­те, подавал голодным пищу и всем являлся во всякой нужде готовым помощником, теплым заступни­ком и скорым предстателем и за­щитником. И ныне он также помо­гает призывающим его и избавля­ет их от бед. Чудес его исчислить невозможно точно так же, как не­возможно и описать все их под­робно. Сего великого чудотворца знает и восток и запад, и во всех концах земли известны его чудотворения».