8 (495) 514 – 74 – 43

Дорогой паломников. Сергиев Посад

В лавру шли всегда, именно шли, стараясь хотя бы часть пути пройти пешком, как это предполагает всякое богомолье. Начало этой традиции было положено ещё сыном Дмитрия Донского великим московским князем Василием I Дмитриевичем с супругой, великой княгиней Софьей Витовтовной. Замаливать грехи нужно было, идя по протоптанной тысячами людей дороге. Обязательным для великих князей и царей было богомолье весеннее и осеннее.

В XX веке о паломничестве в Сергиев Посад неподражаемо рассказал И.Шмелёв в произведении «Богомолье», дав удивительно точные и одновременно сказочно притягательные образы русской святыни: «Свежо на заре, солнце только что подымается, хрипло кричат грачи. От невиданного ещё солнца Лавра весело золотится и нежно розовеет, кажется новенькой, в новеньких золотых крестах. Розовато блестят на ней мокрые от росы кровли. В святых воротах совсем ещё пустынно, гулко; гремят ключами, румяный монах отпирает святую лавочку. От росистого цветника тянет душистой свежестью — петуньями, резедой, землей. Небо над Лаврой — святое, голубое. Носятся в нем стрижи, взвизгивают от радости. И нам всем радостно: денёк-то послал Господь!»

Центр богомолья и главнейший обьект паломничеств не только прошлого, но и современности. Конечная цель «очищающего» похода «к Сергию». Начало городу положил монастырь, основанный на горе Маковец преподобным Сергием Радонежским примерно в 1340 году. Территория монастыря была разделена на три части — жилую, общественную и оборонительную. Как говорится в Житии Сергия: «Бог, видя великую веру святого и большое терпение его, смилостивился над ним и захотел облегчить труды его в пустыне: вложил Господь в сердца некоторым богобоязненным монахам из братии желание, и начали они приходить к святому». Вскоре Троицкий монастырь стал духовным центром Московских земель. В 1380 году отец Сергий благословил войско князя Дмитрия Ивановича, отправлявшееся на сражение с Мамаем. Преподобный Сергий не только благословил князя, но и отправил с ним двух иноков княжеского рода, хорошо владеющих оружием. Этими иноками были Александр Пересвет и Андрей (имя в иноческом постриге) Ослябя. Александр Пересвет сразился в поединке с непобедимым воином-поединщиком Челубеем. После первого же столкновения копья обоих переломались, после чего оба поединщика рухнули на землю и скончались.

Александр Пересвет пошёл вопреки логике поединка — сняв с себя доспехи, оставшись в одной великой схиме (монашеская накидка с изображением креста). Сделал он это для того, чтобы копье противника, пройдя сквозь мягкие ткани тела на большой скорости, не успело вышибить его из седла, и тогда он смог бы нанести удар сам, что и произошло в бою. В 1392 году преподобный Сергий умер, а основанный им монастырь на протяжении нескольких столетий являлся культурным и религиозным центром Российского государства.

В 1408 году монастырь был разграблен и сожжён татарским ханом Едигеем, но следующие 200 лет его истории прошли почти безоблачно. В 1422 году на месте деревянной церкви игуменом Никоном был заложен главный храм обители — Троицкий собор, построенный силами сербских монахов из Косова, нашедших прибежище в монастыре после битвы на Косовом поле. При строительстве храма были обретены мощи преподобного Сергия. В 1550-х годах Троицкий монастырь был обнесён белокаменной стеной.

В 1585 году был построен Успенский собор. В Смутное время монастырь, выдержав 16-месячную осаду польско-литовских интервентов под предводительством Сапеги и А.Лисовского, стал одним из оплотов Второго ополчения Минина и Пожарского.

Монастырю благоволили русские цари: они регулярно совершали паломничества к святым местам Троице-Сергия («Троицкий ход»); в монастыре был крещён Иван Грозный. В 1682 году, во время Стрелецкого бунта, монастырь послужил убежищем для царевны Софьи Алексеевны, царевичей  Ивана и Петра. Здесь же произошла расправа над сторонниками Софьи, и отсюда Пётр, будучи единственным правителем, уехал в Москву.

После революции Ленин издал постановление «Об обращении в музей историко-художественных ценностей Троице-Сергиевой лавры». Троицкий собор был закрыт немедленно, а братия была выселена. Начало возрождения монашеской жизни лавры относится к 1946 году, когда комплекс был передан в частичное пользование Русской Православной церкви. На сегодняшний день лавра занесена в список Всемирного наследия ЮНЕСКО.

В Троице-Сергиевой лавре 12 церквей. Все здания окружены стеной с девятью башнями и четырьмя воротами. При входе через ворота с правой стороны возвышается Успенский собор с пятью большими главами. Рядом с собором гробницы Бориса Годунова, его супруги, сына и дочери Ксении. На юго-западной стороне стоит Соборный Троицкий храм из белого камня, воздвигнутый на месте деревянной церкви, которую, по преданию, собственноручно срубил сам Сергий. Церковь сгорела спустя несколько лет после его кончины во время нашествия Едигея в 1408 году. Сергий, умирая, завещал братии похоронить его не в церкви Святой Троицы, а на общем монастырском кладбище. Однако братия все же похоронила его в церкви. После того, как она сгорела (в 1422 году), на месте церкви был воздвигнут новый каменный храм, весьма скромный в сравнении с другими постройками — всего 20 метров в длину и 15 метров в ширину. Над четырехскатной  крышей поднимается одинокий луковичный купол. Внутри собора сохранились фрески Андрея Рублёва и Даниила Чёрного. Любопытно, что в дарохранительнице на престоле апостолы сделаны из золота и один только Иуда из меди.

Главная святыня Троицкого храма — мощи Святого Сергия — находится у южной стены рядом с иконостасом и хранится в серебряной позолоченной раке, устроенной ещё царём Иваном Васильевичем. Чтобы поклониться мощам Сергия Радонежского, ныне нужно выстоять огромную очередь.

С южной стороны к Троицкому собору пристроена церковь Преподобного Никона, который 26 лет управлял обителью. Юго-западный придел собора, известный под названием Серапионовой палатки, по преданию, был воздвигнут на месте кельи преподобного Сергия, где он удостоился посещения Божьей Матери с двумя апостолами. Рядом с Троицким собором стоит построенная в стиле псковских мастеров Духовская церковь 1476 г, где хранятся мощи знаменитого книжника преподобного Максима Грека. Пёстрая Сергиевская церковь стоит напротив Успенского собора, на южной стороне. Построена в 1686-1692 годах, украшена живописью в 1780 году. В церкви мраморный пол, а вокруг открытая терраса, украшенная чугунными плитами. Здесь же находится и обширная трапезная, в которой устраиваются великие праздники. Зрительной доминантой монастыря является колокольня. Её высота составляет около 88 метров. Венчает здание необычное завершение в форме раковины. Колокольня — последняя по времени значительная постройка, финальный аккорд архитектуры Троице-сергиевой лавры. На территории монастыря стоит посетить Сергиево-Посадский музей-заповедник в здании ризницы.

В нём находятся предметы, собранные и подаренные монастырю великими удельными князьями, русскими царями и императорами. Здесь хранится самый древний покров с изображением Сергия Радонежского (XV века) — плащаница, подаренная монастырю князьями Старицкими, жемчужная пелена, подаренная Борисом Годуновым под икону «Троица» Андрея Рублёва, а также ювелирные произведения, подаренные Василием Тёмным, и т.д.

В отдельном зале на первом этаже ризницы расположено собрание иконописи и книжной миниатюры. В залах второго этажа ризницы можно ознакомиться с развитием декоративно-прикладного искусства Древней Руси. Богослужебные предметы, представленные в экспозиции, в основном ранее использовались в литургической практике монастыря.

За пределами монастыря рядом с Белым прудом – характерная постройка Конного двора. Здесь вас ждёт древнейшее прошлое Сергиево-Посадского края, а также знакомство с историей лавры. В Краеведческом музее в Овражном переулке можно проследить историю лавры в XX веке, включая Великую Отечественную войну. Но если говорить о музеях, то, пожалуй, наиболее интересен Музей игрушки, расположенный в старинном кирпичном здании на горе Волкуше (напротив Троице Сергиевой лавры).

Музей был основан художником и педагогом Николаем Дмитриевичем Бартрамом в 1918 году. В стенах музея собрано около 30 тысяч игрушек разных народов мира.

Игрушечный промысел Сергиева Посада

Сергиев Посад издавна славился игрушками. В его окрестностях на протяжении 300 лет развивался «игрушечный» промысел. Еще Сергий Радонежский «детям на потеху» вырезал из дерева различных животных и человечков «Потешный» товар покупали многочисленные богомольцы и паломники. Игрушечным символом города является матрешка. Её здесь делают до сих пор в больших количествах. Местные мастера делали игрушку из папье-маше, из дерева, головки ставили из фарфора. В Музее игрушки перед вами предстанут яркие образы дореволюционной России – от аристократической дамы до дворника. Помимо русской игрушки можно ознакомиться с лучшими образцами дорогих привозных — немецких и французских — игрушек, а также с уникальным собранием игрушек цесаревича Алексея — модели паровозов, пароходов, автомобилей, аэропланов.

В Сергиевом Посаде находится единственный в России институт игрушки, в котором разрабатывают новые её разновидности. Лучшим материалом для резчиков считались липа, ольха, осина. Дерево вначале выдерживалось около двух лет. После чего из него вырезались игрушки и расписывались. Дешёвые игрушки расписывались клеевыми красками, а более дорогие — акварельными, масляными. Хитом продаж стала дешёвая деревянная кукла, получившая прозвище «дура». Дуры были многоцветными и броскими, в пышных платьях с фантастическими шляпами. Более утонченные – барыни – отличались высокой ценой, а к тому же более тонкой работой.

Позже стали появляться в окрестных сёлах «игрушечные» промыслы. В селе Богородское до сих пор режут игрушки из дерева. Именно там появился двигающийся медведь с мужиком, колющим дрова. Движение осуществляется при помощи деревянного шарика. Увидеть процесс производства деревянной игрушки можно в посёлке Богородском на Богородской фабрике игрушки. Там же можно ознакомиться с её историей в музее.

Окрестности Сергиева Посада

Вдохновившись историей в Музее игрушки, можно eхать в посёлок Богородский, где ещё сохранился игрушечный промысел. Именно здесь начали делать деревянных медведей, мужиков, петухов, курочек, мужиков и баб, движения которых осуществлялись при помощи деревянного шарика. Символ фабрики, а также элемент стиля поселка — самый знаменитый богородский сюжет — кузнецы. Его можно увидеть на воротах, на фасадах домов и даже в виде граффити.

История возникновения знаменитой игрушки следующая. Давным-давно в одной бедной крестьянской семье мама решила порадовать своих детей и вырезала из щепки фигурку куклы. Детям новая игрушка очень понравилась, они назвали её Аука. Предприимчивый отец семейства понёс продавать куклу на базар. Некий купец заинтересовался новым типом игрушек, заказал сразу целую партию, положив тем самым начало богородскому народному промыслу.

Основное отличие богородской деревянной игрушки – щеповая резьба (это когда дерево отщепывается маленькими кусочками). Именно она создаёт фактурную поверхность, похожую на шерсть животных. Для этого гладкие поверхности дерева обрабатываются тонкой наждачной бумагой. Большинство игрушек подвижны. Иногда движение происходит за счёт разводящихся планочек или крутящегося шарика-баланса. Некоторые игрушки двигаются при помощи специальной кнопки или рычажка. Все игрушки сделаны из липы, выдержанной в течение двух или трёх лет. Гнущиеся части делают из ивы, а соединяют детали дубовыми штырьками, промазанными клеем ПВА.

Помимо производства, рекомендуем посетить музей при Богородской фабрике игрушки. Здесь можно увидеть уникальные экспонаты, иллюстрирующие разные этапы развития нашей страны. Например, медведь помогает мужику делать герб СССР или крестьяне знакомятся с лампочкой Ильича, а еще «компьютерная грамотность», в которой медведь печатает за компьютером. И традиционные — курочка Ряба, каша из топора и т.д. Самая большая богородская игрушка в музее — медведь. Сделан мастером из пяти стволов за три месяца.

Черниговский скит

Находится в 3 км к северо-востоку от лавры, на северном берегу восточною залива верхнею Скитского (Корбушинского) пруда. Напротив, па южном берегу, расположены строения бывшею Гефсиманского скига, который был полностью разрушен в советское время. Осталось только крепостная стена. Сейчас за этой стеной стоят военные корпуса, построенные на месте монашеского кладбища. В отличие от Гефсиманского, комплекс зданий Черниговского скита сохранился почти полностью. В прошлом Черниговский скит обычно называли «Пещеры», а в официальных документах – «Пещерное отделение Гефсиманского скита». В 1847 году блаженный Филипп, или «юродивый Филиппушка», начал сооружать пещеры наподобие пещер Киево-Печерской лавры.

Слух о пещерных подвижниках привёл сюда иноков. Каждый приходящий сам копал себе келью. Пещерные кельи были не более сажени в ширину и длину, печей не было: зимой пещерники обогревали их своим дыханием и лампадками. В средней, самой большой пещере была устроена церковь во имя Михаила Архангела.

При посещении скита рекомендуем заказать экскурсию, которая проводится ежедневно с 10.00 до 16.00. Это единственная возможность попасть в пещерную часть храма и набрать святой воды в подземном источнике. Здесь же хранятся святыни обители – мощи святого старца Варнавы и чудотворная икона Богоматери Черниговской, исцеляющая от болезней.

Водопад Гремячий

Чтобы попасть к водопаду, нужно проехать к шоссе А-108 до знака «Ботово, Гремячий ключ» (рядом с деревней Взгляднево) и свернуть направо на асфальтовую дорогу. От поворота около 5 км до источника. Можно также повернуть на деревню Взгляднево, оставить машину и пройти до водопада пешком (около 500 метров).

Гремячий водопад – это один из самых знаменитых святых источников в окрестностях лавры и в Подмосковье. Находится он на правом берегу реки Вондиги. Обычно дорога до водопада настолько размыта, что добраться до него можно либо пешком, либо на лошади, либо на внедорожнике. Так что проще сразу оставить машину у деревни Взгляднево и идти пешком.

Вскоре на склоне покажется деревянная часовня во имя Сергия Радонежского. У её основания бьют несколько ключей, вода из которых и образует водопад. В «Житии» Сергия рассказывается о том, что по пути из лавры в Керженец он ночевал здесь и по его молитве возник источник. В советские времена водопад числился памятником природы. А уже в наше время источник стала «облагораживать» церковь. Построили часовню, лестницу, бревенчатую купель. При желании можно окунуться, правда, вода в купели не превышает 8 градусов. Здесь же в одном из источников можно набрать ключевой воды.

Смоленская Зосимова пустынь

Чтобы доехать по пустыни, с основной трассы нужно повернуть на Александров, затем повернуть направо на посёлок Арсаки, переехать через ж/д переезд и следовать до КПП. На аэлектричке же нужно доехать до станции Арсаки и затем пройти около 30 минут пешком.

Пустынь была основана схимонахом Зосимой, выходцем из Троице-Сергиевого монастыря, искавшим уединения и отдыха от суетной Троицу пустой. В конце XIX веке над могилой Зосимы был построен храм смоленской иконы Божией матери. Чуть позднее монахи выстроили ещё два каменных храма – Всех Святых и Сергия Радонежского.

Главной святыней обители почиталась Смоленская икона Богоматери, принадлежавшая роду бояр Колычевых. В ковчежцах при этой иконе хранились части пояса Богоматери и мощей св. Георгия Победоносца. Также святыней монастыря был крест с частицей древа Креста Господня, привезённый с Афона в начале 16 века. Чтобы попасть в монастырь, нужно пройти на территорию воинской части, для чего необходимо заказать пропуск. Обязательно нужно иметь при себе паспорт.