Горячий символ эпохи
Трудно представить, что на Руси было время, когда люди не пили чай. Ведь чай, по сути, исконно национальный напиток, и у нас его пьют подолгу, балуя друг друга разговорами и поглощая множество вкусностей: блинов, сухарей, сушек, варенья, конфет и шоколада. В дело идёт не одна чашка, причём чаёк должен быть обжигающе горячим. А с такой температурой нужно думать, как сберечь руки в сохранности.
Следите за руками!
Так что поначалу изобретение подстаканника было продиктовано чисто утилитарными целями — чашки сильно нагревались, и любителям горяченького нужно было думать о том, чтобы не обжечься. Правда, вид первых подстаканников значительно отличался от нынешних — они были значительно проще. Какой-либо обод с ручкой — вот и все искусство…
Было это еще в XVIII веке, и некоторые историки полагают, что пальма первенства в изобретении подстаканников принадлежит России. Хотя есть и другие, считающие, что за границей чай появился раньше, и уже в те времена там всё придумали.
До наших дней сохранились подстаканники из Польши и Франции. Например, в Польше в первой половине XIX века была фабрика До «Штерн», изготавливавшая изделия с вращающейся «юбкой». Кроме того, на Нижегородской и прочих ярмарках продавались подстаканники «Норблин и К» и «Фабрика Вольска» — эти предприятия были награждены клеймом поставщиков Императорского двора как лучшие изделия того периода. Были в ходу и французские изделия, называемые «армудными» (Армуд — богиня плодородия у древних кельтов). Однако у них имелся существенный недостаток: их делали под стакан объёмом 150 миллилитров. А Россия, как известно, «родина слонов», здесь все любят большое и объемное.
Делались заграничные изделия в основном из серебра или бронзы, что тоже не способствовало популярности. Видя это, русские купцы и фабриканты наладили производство и сбыт удобных, красивых и, главное, дешевых подстаканников. Наиболее крупное производство располагалось в городе Кольчугино Владимирской области, на заводе столовых приборов и посуды, основанном купцом Александром Кольчугиным в XIX веке. 30% прибыли мануфактуры давал цех, в котором отливали подстаканники. Они были самых разнообразных форм и видов. Художественное оформление этих предметов стало своеобразной отраслью прикладного искусства, причем исключительно российской отраслью.
Новый вдох
Можно сказать, что XIX век в России был расцветом пропроизведения искусства. Об этом свидетельствуют и имена мастеров: ювелиры и художники Хлебников, Овчинников, Сазиков, Клингерт, и многие другие. К их изготовлению приложил руку и сам Карл Фаберже.
Что касается форм, то к последней четверти XIX века в моду вошел русский стиль, и подстаканники стали делать то в виде бочонка, то в образе бревенчатого сруба, то с изображением богатыря и царевны, то с поверхностью, украшенной лихой тройкой или каким-либо сказочным сюжетом. Что касается материалов, они тоже были на разные вкусы: серебро, бронза, медь или латунь. Подстаканник можно было найти в любом доме — как у преуспевающего купца и богатого промышленника, так и у крестьянина или в квартире небогатого мещанина.
Немалую долю в популярность этого изделия внесло и его появление в вагонах железной дороги. Существует легенда, что подстаканники современной формы появились в пассажирских поездах в бытность министром путей сообщения Российской империи Сергея Юльевича Витте.
Но даже этот талантливый реформатор не мог сделать для подстаканника столько, сколько сделала Октябрьская революция.
Правда, поначалу новая власть пила чай из алюминиевых кружек или просто из стаканов — не было времени гонять чаи, а подстаканник, как-никак, примета мирного времени. Но постепенно жизнь вошла в свою колею, и подстаканник начал «размножаться» с невиданной скоростью. Причем довольно быстро он из простого предмета быта стал приобретать пропагандистское значение. Он неожиданно вошел в моду, причем стал необходимым аксессуаром советских чиновников. И чем выше пост занимал руководитель, тем весомее и дороже был у него подстаканник, тем заметнее картинка на рельефной боковине.
Целые наркоматы делали подстаканники с собственной символикой: например, «генералы» угольных шахт хотели, чтобы там был изображён шахтёр — желательно, Стаханов или какой-либо другой герой труда. Наркомат обороны видел там бойца Красной армии, или известного полководца, или новый вид оружия — винтовку или танк.
Для производства таких изделий были выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по
обработке цветных металлов в городе Кольчугино штамповал уже не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники. Вообще, в советское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комбинатов. А еще сверх плана их изготавливали на всякого рода зонах и оборонных предприятиях.
Когда металл устал
Но всё это «железное богатство» с каждой новой волной популярности теряло качество. Подстаканники становились дешевле, проще — как в художественном плане, так и по части материалов.
Настоящий расцвет подстаканника как «рупора эпохи» и вместе с тем обвального падения качества пришелся на период конца 1940-х — начала 1970-х годов. Их начали делать из сплава МНЦ (медь — никель — цинк) с глубоким серебрением, а также из мельхиора, пищевого алюминия и нержавейки.
А уж тематический охват продукции того времени трудно даже вообразить.
Любое действие власти тут же запечатлевалось в мельхиоре или железе. Многообразные серии охватывали все области советской действительности: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры. Сильный удар по качеству этих изделий нанесла тюремная промышленность: многочисленные артели «татуированных» рабочих днями и ночами гнали вал самодельных подстаканников. Это была кустарная продукция из дешевого металла, а рисунки,нанесенные на них, едва угадывались. Ведь для изготовления высококачественного изделия нужно заводское оборудование.
Как правило, подстаканники изготавливали методом чеканки, а это подразумевало наличие отдельного инструмента (штампа) для каждого изделия. Для придания рисунку характерной рельефности и контраста необходима процедура чернения, а поверхность готового изделия полируется, и только после этого получает характерный блеск.
Всего этого подстаканники массовых серий 1960-1970-х годов были лишены. Но для пассажирских поездов, где их применяли со времен Витте, этого было вполне достаточно.
Что касается сегодняшнего дня, это изделие снова пользуется спросом. Не очень большим, но вполне устоявшимся. Жизнь подстаканнику продлило улучшившееся качество.
Современные образцы производятся из мельхиора (нейзильбера), латуни, меди и серебра. В качестве защитно-декоративного покрытия при изготовлении используются серебро, золото, никель. Иногда на современные изделия из драгметаллов наносится логотип методом лазерной гравировки, и успешные бизнесмены, так же, как когда-то суровые наркомы, дарят их своим компаньонам и покровителям.
Так что подстаканник все еще в пути. И конечной станции пока ещё не видно.
Артур Одинцов
«Загадки истории» №16 / 2016