8 (495) 514 – 74 – 43

Горячий символ эпохи

Трудно представить, что на Руси было время, когда люди не пили чай. Ведь чай, по сути, исконно национальный напиток, и у нас его пьют подолгу, балуя друг друга разговорами и поглощая множество вкусностей:  блинов, сухарей, сушек, варенья, конфет и шо­колада. В дело идёт не одна чашка, причём чаёк должен быть обжигающе горячим. А с такой температурой нужно думать, как сберечь руки в со­хранности.

 

Следите за руками!


Так что поначалу изобре­тение подстаканника было продиктовано чисто утили­тарными целями — чашки сильно нагревались, и люби­телям горяченького нужно было думать о том, чтобы не обжечься. Правда, вид первых подстаканников значительно отличался от нынешних — они были значительно проще. Какой-либо обод с ручкой — вот и все искусство…

Было это еще в XVIII веке, и некоторые историки по­лагают, что пальма пер­венства в изобретении подстаканников принадлежит России. Хотя есть и другие, считающие, что за границей чай появился раньше, и уже в те времена там всё при­думали.

До наших дней сохранились подстаканники из Польши и Франции. На­пример, в Польше в первой половине XIX века была фа­брика До «Штерн», изготавли­вавшая изделия с вращаю­щейся «юбкой». Кроме того, на Нижегородской и прочих ярмарках продавались под­стаканники «Норблин и К» и «Фабрика Вольска» — эти пред­приятия были награждены клеймом поставщиков Импе­раторского двора как лучшие изделия того периода. Были в ходу и французские изделия, называемые «армудными» (Армуд — богиня плодородия у древних кельтов). Однако у них имелся существенный недостаток: их делали под стакан объёмом 150 миллилитров. А Россия, как известно, «родина слонов», здесь все любят большое и объемное.

Делались заграничные из­делия в основном из серебра или бронзы, что тоже не спо­собствовало популярности. Видя это, русские купцы и фабриканты наладили про­изводство и сбыт удобных, красивых и, главное, дешевых подстаканников. Наиболее крупное производство рас­полагалось в городе Кольчугино Владимирской об­ласти, на заводе столовых приборов и посуды, осно­ванном купцом Александром Кольчугиным в XIX веке. 30% прибыли мануфактуры давал цех, в котором отливали под­стаканники. Они были самых разнообразных форм и видов. Художественное оформление этих предметов стало своеобразной отраслью при­кладного искусства, причем исключительно российской отраслью.

 

Новый вдох


Можно сказать, что XIX век в России был расцветом про­произведения искусства. Об этом свидетельствуют и имена мастеров: ювелиры и художники Хлебников, Ов­чинников, Сазиков, Клингерт, и многие другие. К их изготов­лению приложил руку и сам Карл Фаберже.

Что касается форм, то к по­следней четверти XIX века в моду вошел русский стиль, и подстаканники стали делать то в виде бочонка, то в образе бревенчатого сруба, то с изо­бражением богатыря и ца­ревны, то с поверхностью, украшенной лихой тройкой или каким-либо сказочным сюжетом. Что касается ма­териалов, они тоже были на разные вкусы: серебро, бронза, медь или латунь. Под­стаканник можно было найти в любом доме — как у преуспе­вающего купца и богатого промышленника, так и у кре­стьянина или в квартире не­богатого мещанина.

Немалую долю в популяр­ность этого изделия внесло и его появление в вагонах же­лезной дороги. Существует легенда, что подстаканники современной формы по­явились в пассажирских по­ездах в бытность министром путей сообщения Российской империи Сергея Юльевича Витте.

Но даже этот талантливый реформатор не мог сделать для подстаканника столько, сколько сделала Октябрьская революция.

Правда, поначалу новая власть пила чай из алюми­ниевых кружек или просто из стаканов — не было времени гонять чаи, а подстаканник, как-никак, примета мирного времени. Но постепенно жизнь вошла в свою колею, и подстаканник начал «раз­множаться» с невиданной скоростью. Причем до­вольно быстро он из простого предмета быта стал приоб­ретать пропагандистское значение. Он неожиданно вошел в моду, причем стал необходимым аксессуаром советских чиновников. И чем выше пост занимал руково­дитель, тем весомее и дороже был у него подстаканник, тем заметнее картинка на ре­льефной боковине.

Целые наркоматы делали подстаканники с собственной символикой: например, «генералы» угольных шахт хотели, чтобы там был изо­бражён шахтёр — желательно, Стаханов или какой-либо другой герой труда. Наркомат обороны видел там бойца Красной армии, или известного полководца, или новый вид оружия — винтовку или танк.

Для производства таких изделий были выделены мощности на заводах наркомцветмета. Тот же завод по

обработке цветных металлов в городе Кольчугино штам­повал уже не только гильзы для снарядов и патронов, но и подстаканники. Вообще, в со­ветское время подстаканники входили в план 30 заводов и металлургических комби­натов. А еще сверх плана их изготавливали на всякого рода зонах и оборонных предприятиях. 

Когда металл устал

Но всё это «железное бо­гатство» с каждой новой волной популярности теряло качество. Подстаканники становились дешевле, проще — как в художественном плане, так и по части материалов.

Настоящий расцвет подста­канника как «рупора эпохи» и вместе с тем обвального па­дения качества пришелся на период конца 1940-х — начала 1970-х годов. Их начали делать из сплава МНЦ (медь — никель — цинк) с глубоким се­ребрением, а также из мель­хиора, пищевого алюминия и нержавейки.

А уж тематический охват продукции того времени трудно даже вообразить.

Любое действие власти тут же запечатлевалось в мель­хиоре или железе. Многооб­разные серии охватывали все области советской дей­ствительности: архитектура, памятники известным людям, памятные даты, цветы, города СССР, разнообразные узоры. Сильный удар по ка­честву этих изделий нанесла тюремная промышленность: многочисленные артели «татуированных» рабочих днями и ночами гнали вал самодельных подстакан­ников. Это была кустарная продукция из дешевого ме­талла, а рисунки,нанесенные на них, едва угадывались. Ведь для изготовления высококачественного изделия нужно за­водское оборудо­вание.

Как правило, под­стаканники изго­тавливали методом чеканки, а это под­разумевало наличие отдельного инструмента (штампа) для каждого из­делия. Для придания ри­сунку характерной ре­льефности и контраста необходима процедура чернения, а поверхность го­тового изделия полируется, и только после этого получает характерный блеск.

Всего этого подстаканники массовых серий 1960-1970-х годов были лишены. Но для пассажирских поездов, где их применяли со времен Витте, этого было вполне доста­точно.

Что касается сегодняшнего дня, это изделие снова поль­зуется спросом. Не очень большим, но вполне устояв­шимся. Жизнь подстаканнику продлило улучшившееся ка­чество.

Современные образцы производятся из мельхиора (нейзильбера), латуни, меди и серебра. В качестве защитно-декоративного по­крытия при изготовлении используются серебро, золото, никель. Иногда на современные изделия из драгметаллов наносится логотип методом лазерной гравировки, и успешные бизнесмены, так же, как когда-то суровые наркомы, дарят их своим компаньонам и покро­вителям.

Так что подстаканник все еще в пути. И конечной станции пока ещё не видно.

 

Артур Одинцов

«Загадки истории» №16 / 2016