Киностудия "XXI ВЕК"
ПРОГРАММА КИНОКУРСА ДЛЯ ВЗРОСЛЫХ
Техническое обеспечение курса
Так же как и в обычную школу ученик приходит со своим портфелем, со своими учебниками, авторучкой и тетрадями, так же и у нас на курсе будущему кинематографисту потребуются собственные предметы для возможности обучения – цифровая камера и компьютер (это он должен иметь с собой на каждом занятии.
Камера в начале обучения может быть любой (та, которая есть в семье); главное, чтобы она снимала видео с последующей возможностью закачать его в свой компьютер с целью монтажа данного видео материала. Это видео устройство может быть даже смартфоном или планшетником или чем угодно другим, что снимает в цифровом формате. Нет необходимости сразу приобретать дорогую фото-видео камеру со сменной оптикой типа «Марк 5» и т.д. Но стоит подумать о подобной технике в дальнейшем. Технический рынок насыщен подомными продуктами на любой кошелёк, даже подержанная техника для начинающего режиссёра вполне подойдёт, если она работает. Курс располагает одной камерой со всем необходимым, для педагогов и преподавателей, на которой и будет происходить демонстрация примеров и приёмов съёмки и монтажа, но для выполнения учебного задания в аудитории, а также «домашних заданий» каждому участнику курса требуется собственное видеозаписывающее устройство. То же самое касается и своего компьютера — он должен быть переносным (ноутбук или нет бук), и участник курса должен уметь с ним обращаться. Компьютерную программу, необходимую для освоения монтажа, порекомендует преподаватель по этой дисциплине, объяснит что и где приобрести, поможет установить и научит пользоваться.
В общем и целом, это вещи, которые имеются сегодня практически в каждой семье.
Обучающиеся на курсе познакомятся с профессиональным кинооборудованием (в программе курса заложено посещение нескольких киностудий Москвы («Мосфильм», «Амедиа», «СтарМедиа»). Это даст обучающимся понимание того, что в итоге кино снимает человек, а не «железки», и что техника, которой они владеют, не так в принципе уж далека от профессиональной. Также ребята увидят на Мосфильме и легендарную технику вчерашнего – камеры, на которых снимал Эйзенштейн, Тарковский, Калатозов…
Наш курс сориентирован на режиссёров, и для понимания всего процесса каждый должен пройти основы — собственноручно, так же, как это делают и студенты 1-2 курса режиссёрского факультета ВГИКа, до того как на 3-ем приступить к работе на профессиональном оборудовании.
Это обычный академический путь в ремесло режиссёра, зарекомендовавший себя многими поколениями отечественных кинематографистов.
ПРОГРАММА КИНОКУРСА ДЛЯ ДЕТЕЙ
Программа предполагает обучение смешанной группы – режиссёры и операторы. Для выполнения учебных съёмочных заданий, ребятам предлагается совместная работа, в качестве представителей различных творческих профессий. При выполнении работ в процессе освоения основ профессий, все «примеряют» на себя обязанности и роли художника — постановщика, организатора съёмки (директор группы), оператора, художника по костюмам, режиссёра и обязательно все должны попробовать себя в качестве актёра. Позже, после подобной пробы, каждый из них имеет представление о кинематографических профессиях и может помочь коллеге однокурснику при выполнении более сложного учебного съёмочного задания. Ребята познакомятся с историей и основой киноискусства (М.Эйзенштейн, Л.Кулешов, Д.Вертов. В.Пудовкин) в доступной и интересной им форме. В программе курса просмотр мировых киношедевров. Занятия и практические задания касаются режиссуры. Преподавание курса ведётся педагогом – кинорежиссёром, имеющим опыт в преподавании подобных программ детям, в частности в рамках «Кино Ёжик» и «Артек кемп».
Основа операторского мастерства осваивается только в контексте необходимости выполнения практических заданий (не подразумевает особенного специального углублённого изучения). Ребята познакомятся с такими базовыми понятиями как:
1.Фотография
2. Композиция кадра — так называемое золотое сечение
3. Планы и крупности
4. Основы постановки света
5. Цвето-световое решение кадра
Основы кинорежиссуры
Занятия состоят из теоретической части и выполнения практического задания на занятии. Так же слушатель выполняет самостоятельные (коллективные) съёмочные «домашние задания».
1. Мизансцена и мизанкадр, от общего к частному (основы и различия, общие понятия, а так же типы монтажа — стыковой и внутрикадровый и т.д.)
2. Крупность (разбивка на кадры по степени эмоционального воздействия на зрителя).
3. Монтаж по ориентации в пространстве (расположение камеры и линия взаимодействия).
4. Направление движения основного объекта в кадре (крупность, векторность и их изменение).
5. Фазы движущихся объектов в кадре (повторение действия).
6. Принцип — по композиции кадров (смещение центра внимания).
7. Монтаж по свету, цвету (комфортный или острый, управление эмоцией).
8. Смещение осей съёмки (крупность и ракурс).
9. Особенности съёмки, по направлению основной движущейся массы в кадре.
Также во время занятий, слушатели познакомятся с понятиями:
- поликадровое изображение
- параллельный монтаж
- ассоциативный монтаж
- аналитический монтаж
- поэтический монтаж
В финале этого курса слушатели совместно снимают 3-4 короткометражных фильма по самостоятельно выбранному литературному материалу или по написанному оригинальному киносценарию. Группа разделяется на 3-4 основные группы и поочерёдно с помощью всех других коллег производят съёмку и монтаж.
Обучающимся на курсе, также познакомятся и с основами драматургии:
Типы сюжетов:
- Виды жанров.
- Возможности экранизации литературных произведений; предлагается выбрать пьесу или прозу.
- Понятия и различия экранизация или адаптация.
Также слушатель имеет возможность воплощения собственного сценарного материала.
Разбив на 4-6 кусков, ребята должны осуществить постановку этого материала (произведения) под кураторством педагогов и к окончанию обучения снять весь материал силами 5-6 творческих групп (с привлечением к съёмкам всех участников по обучению), задействовав учебные помещения и возможно прилегающую натурную площадку. Снятый материал эпизодов монтируется в единый готовый фильм с целью представления на фестивальных площадках.
Программа составлена педагогом, кинорежиссёром Германом Дюкаревым.
Р
СТУДЕНТЫ - Р
ДЕТИ - Р
ПЕНСИОНЕРЫ - Р