8 (495) 514 – 74 – 43

Литературный маршрут

Можайское шоссе приведет вас к пушкинским местам Подмосковья — усадьбам Большие Вяземы, Захаро­во. Из необычных достопримеча­тельностей — готический замок и подвесной мостик в Васильевском, а также Звенигородская обсервато­рия ИНАСАН, где можно заглянуть в настоящий телескоп.

Начнем нашу литературную экс­курсию с места, где рождались мно­гие произведения советской литера­туры — с Переделкине. Для этого едем по Минскому шоссе до отмет­ки 21 км, после чего поворачиваем налево. Переезжаем небольшой мост через речку Переделка. За мо­стом справа — бывшая усадьба гра­фов Самариных — Измалково. Далее за Измалково располагается писа­тельский мир — Переделкино с тре­мя домами-музеями.

До Переделкина можно добрать­ся на электричке: с Киевского вокза­ла до станции Переделкино и далее пешком в направлении Минского шоссе или с Белорусского вокзала до станции Баковка и далее пешком, пересекая шоссе.

 

Переделкино

Писательский поселок Пере­делкино можно смело назвать ду­шой советской литературы 30-90-х годов.

Начнем с истории поселка, кото­рая восходит к XVII веку.

До революции эти живописные места на речке Сетунь делили меж­ду собой две усадьбы — Измалково и Лукино. Усадьба Измалково с 1829 года стала родовым гнездом графов Самариных. Один из самых известных Самариных Юрий Федо­рович слыл ярым славянофилом, а также принял активное участие в утверждении крестьянской ре­формы 1861 года. На сегодняшний день от усадьбы остался деревянный дом

в два этажа в стиле ампир и липовые аллеи.

А Лукино в середине XIX века при­надлежало барону Михаилу Львови­чу Боде-Колычеву — придворному, историку, коллекционеру.

В конце XIX в. вблизи Лукина прошла Брянская железная дорога и была построена станция, полу­чившая название «17-я верста». От­менив версты, октябрьские револю­ционеры ввели метрическую систе­му, а железнодорожную станцию в Лукине переименовали в Передел- кино. Отсюда появилось современ­ное название писательского городка. О происхождении этого названия есть несколько версий. По одной из них, городок обязан своим «именем» судоремонтной верфи на реке Се­тунь, где ремонтировались, то есть переделывались, суда. Другая вер­сия отсылает ко времени правления Ивана Грозного, который выбрал это место для ссылки на перевоспитание опальных. Здесь под контролем слуг государевых происходила «переделка» провинившихся.

В 1934 году по совету Максима Горького правительство выделило земли усадьбы под постройку городка писателей на правах безвозмездного и бессрочного их использования. Куратором этого процесса был назначен Литфонд. За несколько лет по немецким проектам в усадебных парках появилось около 50 двухэтажных деревянных дач.

Первыми писателями, удостоившимися «награды», стали Исаак Бабель, Илья Эренбург, Илья Ильф, Евгений Петров, Александр Серафимович, Леонид Леонов и др. После вой­ны в поселке появились новые дачи и их владельцы — Вениамин Каверин, Николай Заболоцкий, Александр Фадеев, который здесь же и застрелился, Андрей Вознесенский, Евгений Евтушенко, Константин Симонов, Булат Окуджава, Валентин Катаев, Белла Ахмадулина, Римма Казакова, Аркадий Васильев с дочерью, будущей писательницей детективного жанра Дарьей Донцовой.

В своей резиденции в Переделки­но жили и умерли Алексий I, Патри­арх Московский (ум. в 1970 г), Алексий II, Патриарх Московский (ум. в 2008 г). Из новых знаменитостей здесь теперь проживают — Юрий Антонов, Зураб Церетели, Ва­лентин Юдашкин и др.

С каждым днём городок всё больше «переделывается» на новый лад.

Появляется больше заборов и трёхэтажных «замков», загораживающих вид на старые писательские дачи. Однако, несмотря на «новшества», особый творческий дух и хвойный аромат никуда не исчезают.

А теперь осмотрим посёлок.

 

Прогулка по Переделкину

Начнём прогулку прямо с ж/д станции Переделкино. Дорога от платформы до писательского посёл­ка проходит мимо церкви и кладбища, хранящего прах Чуковского и Пастернака. Эта дорога, по которой ходили избранные писатели XX века, описана в стихотворении Н.Забо­лоцкого «Прохожий»:

 

Свернув в направлении к мосту,

Он входит в весеннюю глушь,

Где сосны, склоняясь к погосту,

Стоят, словно скопища душ.

И в темном чертоге вселенной

Над сонною этой листвой

Встает тот нежданно мгновенный,

Пронзающий душу покой,

Тот дивный покой, пред которым,

Волнуясь и вечно спеша,

Смолкает с опущенным взором

Живая людская душа.

 

Пересекаем  реку Сетунь по мосту. Слева за мостом, пройдя по писательскому переулку, увидим Дом творчества писателей. Здесь в разное время жили и работали со­ветские прозаики, поэты, критики и драматурги. Среди них Владлен Бахнов, Наум Гребнев, Даниил Да­нин, Левон Мкртчян, Римма Каза­кова, В.Кардин, Инна Лиснянская, Арсений Тарковский. Осенью 1974 года после мытарств и страданий здесь, в Доме творчества, свел счеты с жизнью поэт и кинодраматург Ген­надий Шпаликов.

Далее, повернув направо на ули­цу Серафимовича, видим О музей Чуковского. В этом доме Чуковский жил и ра­ботал с февраля 1938 по октябрь 1969 года. Здесь он создал люби­мых Айболита, Муху-Цокотуху, Бар­малея и, конечно же, Бибигона.

На своём участке Корней Ивано­вич собирал детей со всех окрест­ных дач и устраивал сказочные ве­чера. Он читал им свои стихи, играл с ними и беседовал. Иногда к этим детским посиделкам присоединя­лись А.Райкин, Р.Зеленая, С.Образ­цов.

Корней Иванович организовал в своем доме на первом этаже единственную в окрестностях детскую библиотеку. Со временем она выли­лась в отдельно стоящее деревянное здание. Кстати, библиотека работает и сегодня.

В доме-музее хранятся снимки из семейного архива Чуковского, ри­сунки Владимира Маяковского, кар- !ины К.Коровина и И.Репина.

В доме-музее много подарков и писем от детей, которые в боль­шом количестве получал Корней Иванович.

Если пройдем далее по этой ули­це, то увидим вывеску дома-музея Бориса Леонидовича Па­стернака.

Пастернак поселился тут в 1936 г. Здесь он работал над романом «Док­тор Живаго», переводил европей­скую и грузинскую поэзию, написал стихотворный цикл «Когда разгуляется», а одиннадцать стихотворений начала 40-х гг. объединил названи­ем «Переделкино».

Музей был открыт в 1990 г. к сто­летнему юбилею Бориса Леонидо­вича. В доме-музее все предельно просто — так, как было и при жизни Пастернака. Все вещи сохранены со­трудниками музея на своих «закон­ных» местах.

Если от улицы Гоголя повернуть на ул. Лермонтова, то вскоре за кир­пичным забором мы увидим моза­ичный фасад Q дома скульптора Церетели. Напротив его резиден­ции начинается улица Довженко. Эту улицу делили между собой Лит­фонд и «Литгазета». Стоит посетить маленький и уютный музей Бу­лата Окуджавы, созданный через год после его смерти. Сначала без официального статуса, как общественный, но большое количество посетителей убедило власти дать ему статус официального в 1999 го­ду. Сегодня в прижизненной обста­новке дома родоначальника бар­довской песни устраиваются конфе­ренции, концерты, литературные вечера.

Из этих окон частенько раздается знакомое всем: «Вы слышите, грохо­чут сапоги…», «Из окон корочкой несет поджаристой…», «Она по прово­локе ходила…».

Следующий «пункт назначения» — усадьба Большие Вяземы. Чтобы по­пасть в усадьбу, продолжаем движение по Можайскому шоссе до тех пор, пока не увидим транспарант изумруд­ного цвета — «Усадьба Большие Вязё­мы. Пушкинский заповедник». На развороте поворачиваем в обратную сторону и сворачиваем направо. Сим­патичная аллея приведет нас к про­сторной усадьбе, бывшему имению Голицыных. Усадьба входит в ком­плекс Государственного историко- литературного музея-заповедника А.С.Пушкина.

 

Большие Вязёмы

Усадьба находится в необы­чайно красивом месте на берегу речки Вяземка.

Здесь можно посмотреть дом-дворец Голицыных, небольшой флигель, парк на реке и старинную церковь, в которую хаживал еще Бо­рис Годунов, с редкой для Подмоско­вья колокольней — прекрасным образцом древнего зодчества.

Это идеальное место для прогу­лок с детьми, сердечным другом или просто в одиночестве. Тем более что для детей здесь проводят специаль­ные экскурсии.

Селение Вяземы при Иване Гроз­ном являлось последней останов­кой перед Москвой по Большой Смоленской дороге. В конце 1584 года Вязёмы были дарованы шури­ну Грозного — Борису Годунову, который немедля затеял масштабное строительство. Согласно учетной книге пискарёвского летописца, значилась здесь «церковь о пяти верхах и камена плотина у пруда».

Но после этого строительство про­должилось и появились также звон­ница нехарактерного для здешних мест Псковского типа (отдельно (гоящая аркада с колоколами), рас­писной терем, здание ярмарки и Иоанно-Богословский монастырь в придачу. Всё это архитектурное богатство было окружено крепостной пеной с пятью башнями, укреплен­ной специально вырытым рвом. Так что Годунов находился «во всеору­жии».

Сегодня от всех этих построек in шлись каменная церковь, звонни­ца да изрядно оплывшие валы со стороны реки.

В смутные времена правления Лжедмитрия I Вязёмы стали его загородным дворцом, в котором останавливалась Марина Мнишек.

Петр I с царского плеча пожаловал усадьбу Борису Голицыну. Однако Голицын не сильно жаловал Вязёмы, а больше благоволил к усадьбе в Дубровицах. Впрочем, его правнук Николай Михайлович Голицын полю­бил это имение и выстроил существу­ющий ныне двореци флигели. Одно­временно с их завершением был разбит регулярный парк. В 1812 году в усадьбе останавливался Кутузов, потом Наполеон. В память об этом был установлен памятный знак.

Сам дворец — классицистическое здание спокойной архитектуры. На фасаде наверху расположен герб Голицыных и дата заложения усадь­бы — 1 мая 1784 года.

Музей в Вяземах один из самых интересных в Подмосковье.

Для начала вам выдадут архаич­ные войлочные тапки на резиночках 50-го размера, после чего можно «проскользнуть» на второй этаж в «дворянский мир русской усадь­бы», именно так называется экспози­ция. В преддверии первого зала нас встречает бюст Пушкина в юности, обозначая тему выставки просторной светлой комнаты. Пушкин в детстве частенько гостил у Голицыных.

 

Следующий зал посвящён самому семейству Голицыных — выставлены семейные портреты, книги, письма, личные вещи, например, вязаная сеточка для накрывания хлеба от мух.

В дамской комнате — вышитые скатерти, бисерные кошелечки, страусиные веера и игра «флирт камней».

Детская комната изобилует иг­рушками XIX века. Например, здесь есть настоящий кукольный домик с соответствующей кукольно-дворянс­кой атрибутикой, вышитыми скатертями, чугунной и фарфоровой посудой, гардеробом для кукол-дам — настоящие Барби и Кены в интерье­ре, но XIX века. Эту редкую коллекцию подарила музею женщина, об­наружившая её в сундуке на чердаке своего дома-дачи.

Не менее интересна коллекция оружия, курительных трубок в ко­жаных чехлах, дуэльных пистолетов,

охотничьих трофеев, а также книг, посвящённых императорской охоте.

 

Когда-то библиотека Голицыных насчитывала несколько тысяч томов и занимала комнаты на первом и втором этажах. После революции библиотеку, как водится, национа­лизировали, то есть частично «уте­ряли», а частично отдали в Государ­ственную библиотеку. Отличить кни­ги из голицынской библиотеки мож­но по штампу — «Голицынская би­блиотека. Вязёмы». Сейчас некото­рые книги вернулись обратно. Из забавных предметов музея стоит от­метить фарфоровый набор под на­званием «Обезьяний оркестр».

Продолжить прогулку можно в Захарове — имении бабушки Пуш­кина, где до сих пор царит атмосфе­ра, окружавшая поэта в детстве.

Для этого делаем поворот на А 107 у поста ГИБДД и проезжаем по кольцу примерно 3 км. Добрать­ся до усадьбы можно также на элек­тропоезде до станции Голицыно, да­лее автобусом или маршруткой № 22 до остановки «Захарово».

Захарово

 

Мне видится моё селенье,

Мое Захарово; оно

С заборами в реке волнистой

С мостом и рощею тенистой

Зерцалом вод отражено.

На холме домик мой; с батона

Могу сойти в веселый сад,

Где вместе Флора и Помона

Цветы с плодами мне дарят,

Где старых клёнов темный ряд

Возносится до небосклона,

И глухо тополя шумят.

                       А.С. Пушкин. «Послание к Юдину»

 

Имение было куплено Мари­ей Ганнибал в 1804 году. Здесь Пуш­кин обычно проводил лето, пока в 12 лет не поступил в Царскосель­ский лицей и не уехал в Петербург. Именно в Захарове няней Пушкина стала Арина Родионовна, крестьян­ка из соседней деревни.

С пушкинских времен здесь остались пруд, парк и плотина. Всё остальное восстановили уже в наше время, в том числе и дом, где был организован музей детства Алек­сандра Сергеевича.

 

На экскурсии вы узнаете уди­вительные факты из биогра­фии Александра Сергеевича, на­пример, о том, что:

Пушкин — выходец из немцев с индийской фамилией Ратши. Пушкин любил прятаться в боль­шой корзине для рукоделия среди клубочков, ниточек и иголочек, желая избежать наказания.

Дед Пушкина женился на его ба­бушке, предоставив фальшивое свидетельство о смерти первой жены.

Дети в семье Пушкиных занимались исключительно стоя, свидетель­ством чему является стоячий стол-комод для детских занятий, пред­ставленный на экспозиции.

Брат Пушкина Левушка выглядел как «негр, выкрашенный в белый цвет», Пушкин же наоборот.

Когда Пушкину было 8 лет, на его руках умер его брат Николенька, по­сле чего поэт изрек свое знамени­тое: «Если я умру тут, у бабушки, по­хороните меня в березовой роще». Так как березы во времена кризиса Порубили, повывели, теперь прихо­дится восполнять утраченное -вса­ду подрастают новые саженцы.

 

Любимая игра поэта — это к «Калечина-малечина», которая также включена в экспозицию.

Отдохните в любимой беседке поэта, пройдитесь по свежепосаженной березовой роще, а также обратите внимание на несколько новых памятников — один из них прямо при входе. На нем маленько­го Александра прижимает к себе ба­бушка — Мария Ганнибал.

Дале следуем в село Васильевское, знаменитое усадьбой в замко­вом стиле. Это место просто создано для готических вечеринок и роман­тических прогулок. Особенно рекомендуем посетить усадьбу осенью, когда дорожки покрыты разноцвет­ной листвой.

Продолжаем наше движение по Можайскому шоссе. Едем по нему до тех пор, пока не появится указатель на станцию Кубинка. Здесь, кстати, находится самый большой музей танков в мире (см. Военный марш­рут). После станции Кубинка повора­чиваем направо и едем по указателю «Санаторий им. Герцена». Через не­сколько километров с правой сторо­ны появятся заборы с колючей про­волокой. За ними — обвалованные бетонные бункера, подступы к кото­рым охраняют облупившиеся башни довоенных танков на покосившихся бетонных основаниях.

 

Васильевское

Далее едем по лесной извили­стой дорожке, видим еще один ука­затель налево на санаторий им. Гер­цена. Въезжаем в поселок санатория. Ориентиром служит возвышающий­ся купол храма Святителя Пантелеймона, построенного в 1915 году в древнерусском стиле. В 1822 году усадьба Васильевское принадлежала И.А.Яковлеву, отцу А.И.Герцена, от­сюда и название санатория. Для ма­ленького Герцена расположенная на возвышении Марьиной горы усадь­ба была излюбленным местом пре­бывания.

Чтобы попасть на территорию усадьбы, минуем проходную сана­тория. Сразу перед нами оказыва­ется несколько бетонных читающих школьниц, предваряющих вход в ста­линское двухэтажное здание. В совет­ское время санаторий являлся одним из ведущих — его посещал Ленин, о чем свидетельствует табличка на здании.

«Основой» для санатория им. Гер­цена стал замок-усадьба, построен­ный последними владельцами Марьиной горы — Александром Григо­рьевичем и Ольгой Александровной Щербатовыми в английском замковом стиле. Если заглянуть в окна усадьбы, то можно увидеть дубовый интерьер с дореволюционным ка­мином и огромной люстрой сталинского ампира, примиряющими две разных эпохи.

Спустившись с горы к Москве-реке, вскоре увидим подвесной мост. Но нему можно пройти на другую сторону реки, на которой находится храм Воскресения, также относив­шийся когда-то к усадьбе. В водных перекатах угадываются остатки во­доподъёмных шлюзов. Островки посредине реки образовались на ме­сте затопления барок (мини-барж) с белым камнем, предназначавшим­ся для строительства храма Христа Спасителя.

Про эти шлюзы и острова исто­рия следующая. Как-то в усадьбу к И.А.Яковлеву (отцу Герцена) при­ехал погостить первый архитектор храма Христа Спасителя А.Л.Витберг и обнаружил в 2 км от Васи­льевского каменоломню с белым камнем, как раз подходящим для облицовки храма. После получения образцов камня комиссия строения храма Спасителя приняла решение закупить крупную партию материа­ла. Специально для этого были по­строены шлюзы внизу Марьиной го­ры. Но когда загрузили 30 барок с мрамором и отправили по Москве- реке, они тут же пошли ко дну и об­разовали «мраморные» острова. Архитектор был отправлен в ссылку, а строительство храма — временно приостановлено.

Прогулявшись по изрядно зарос­шему, но весьма романтичному пар­ку, возвращаемся обратно к маши­не. Продолжаем движение по живо­писной дороге вдоль Москвы-реки, проезжаем дачный поселок биоло­гов, затем Биостанцию. После де­ревни Новошихово на некотором удалении от дороги справа увидим характерные постройки с купола­ми — это и есть обсерватория. Чтобы в нее попасть, на первом повороте направо (слева будет указатель на Лукино, а справа как раз дорога, приводящая к обсерватории) сворачиваем и едем около километра по красивой узкой аллее.

Здесь находится весьма необыч­ное место — центр наблюдения за звездами Звенигородской об­серватории Института астроно­мии РАН. Тут мы и рекомендуем за­вершить автопрогулку, особенно ес­ли небо ясное и есть шанс увидеть звезды. Правда, для того, чтобы до­пустили к телескопу, нужно заранее договориться с экскурсоводом. Самостоятель­но попасть на территорию обсерва­тории будет весьма затруднительно.

Звенигородская наблюдательная база расположена на светлой ухо­женной территории. Наравне с деревьями и декоративными кустарни­ками «рассажены» разноформатные обсерватории. Грибовидные здания прячут в своих «шляпках» огромные телескопы для наблюдения за небом. Различаются здания по принципу раз- движения кровли над телескопами. На шарообразных куполах раздвига­ются отдельные створки, огромные полуцилиндрические купола раска­тываются на две части по рельсам, крошечные пирамидки раскрываются на петлях-шарнирах, как лепестки.

Из интересного оборудования стоит отметить башню астрографа Цейс-400, из которой можно делать обзорные снимки неба, а также на­блюдать за малыми планетами. Не менее интересен и прибор ВАУ (Высо­коточечная астрономическая установ­ка), который позволяет разглядывать космический мусор и искусственные спутники Земли. Можно заказать экс­курсию по территории станции с по­сещением пунктов наблюдения и под­робным объяснением принципа их действия. А в хорошую погоду предо­ставляется возможность разглядеть небесные светила.