8 (495) 514 – 74 – 43

Музыка за железным занавесом

В середине 1960-х годов перед советским госу­дарством стояла сложная проблема: надо было что-то противопоставить музы­кальным вызовам Запада. Найти новую, молодежную, модную по форме, но идеологически выдержанную по содержанию музыку. Наши артисты, с одной стороны, подражали великой ли­верпульской четверке The Beatles, участники которой перевернули мировое пред­ставление о музыке. А с другой — были охвачены огромным желанием писать и исполнять оригинальные, ни на что не похожие песни. Необходимо было соединить фольклор и поп-музыку, чтобы получился свой, особый продукт.

 

Белорусский джаз

Хорошие ансамбли в СССР, безусловно, были. Это «Самоцветы», «Весёлые ребята», «Ариэль», «Орэра», «Поющие сердца». И, конечно же, «Песняры». Началом их истории считается 1969 год, когда белорусская самоде­ятельная группа «Лявоны» решением художественного совета минской филармонии официально получила право называться ВИА. Если на Западе музыкантам надо было прежде всего заинтересовать продюсера или владельца звукозаписывающей ком­пании, то в Советском Союзе все решала официальная власть.

Через год бывшие «Лявоны» выступали уже как «Песняры», что в переводе с белорусского означает «сказители». У истоков группы стоял великий музыкант и композитор Владимир Мулявин. Он возродил белорусскую народную песню, используя в аранжировке бит- музыку, рок и джаз-рок.

Благодаря высокому про­фессионализму «Песняры» стали кумирами советской молодежи в 1970-1980-х годах. Их репертуар по­стоянно пополнялся песнями советских композиторов. «Песняры» основали целое течение в музыке, став первыми и непревзой­денными в своем жанре. За годы существования они стали популярными не только на родине, но и в Восточной Европе. А также посетили многие капиталистические
страны (Францию, Германию, Швейцарию), принося Гос- концерту большие валютные прибыли. Но вот побывать в США долгое время советским ВИА было практически невоз­можно. «Песнярам» первым удалось разрушить эту стену.

Первый контакт с амери­канским слушателем про­изошел летом 1974 года, когда на волнах радиостанции «Голос Америки» в передаче «Концерт популярной музыки» прозвучала песня «Скрипят мои лапти» в исполнении «Песняров». Один из советских радиослушателеи прислал ведущему про­граммы Юрию Осмоловскому диск ансамбля.

Спустя два года бри­танский журнал «Музы­кальная неделя» в «Параде звёзд-76» вместе с такими группами и артистами, как ABBA (Швеция), Pussycat (Ни­дерланды), Марыля Родович (Польша), Джеймс Ласт (ФРГ), поместил и «Песняров».

 

«Русские идут»

«Песнярам» было суждено стать первой музыкальной группой, отправившейся в США пропагандировать советскую культуру в период сложных отношений между СССР и странами западного мира. Но этому событию предшествовала интересная история.

В середине 1976 года в Канны, на всемирную «выставку-продажу» солистов и ансамблей, выпускавших наибольшее число пластинок в своих странах, съехались менеджеры шоу-бизнеса со всего мира. Для «Песняров» там устроили специальный банкет, где им наперебой предлагали контракты для поездки в Японию, Финляндию, Францию и — небывалое дело — США.

Но одно дело — гастроли балетных и оперных ар­тистов, и совсем другое — га­строли популярной группы. Советские чиновники не были готовы к такому ком­мерческому повороту событий.

Но что-то надо было решать: после Канн в течение полугода в Москву про­должали приходить заявки на гастроли.

Владимира Мулявина срочно пригласили в Госконцерт, где сообщили, что за американские гастроли нужно заплатить. Мулявин возмутился и отказался платить за творчество. В ответ ему прозрачно намекнули, что по их маршрутам поедут другие. Так уже случалось раньше — на заграничные га­строли отправлялись самые сговорчивые, а не самые та­лантливые.

Но как раз в это время в Москве пребывал амери­канский менеджер Сидней Гаррис. Он отметил мастерство ВИА «75», «Ариэль», «Орэра». Однако в Америку давно наметил пригласить именно «Песняров», и цели своей добился. В подпи­санном контракте учиты­валось все: от перелета до суммы выплаты за турне. Поздняя осень 1976 года. Советская группа в США. Га­строли, которые американцы называли «историческими и эпохальными», были рас­считаны на две недели. Аме­риканские газеты пестрели заголовками: «Русское втор­жение на западном фронте рока» (газета Washington Post), «Русские идут» (журнал Billboard).

 

Ансамбль выступал в Луи­зиане, Миссисипи, Каролине, Вирджинии, Теннесси, Алабаме — всего 15 концертов в разных штатах. Вместе с ними в гастролях принимала участие и известная кантрифолк группа New Christy Minstrels, менеджером которой являлся Гаррис. Это первая американская группа, которая попала на фестиваль в Сан-Ремо. Кроме того, она выступала в Белом доме перед президентами Джонсоном, Кеннеди, Никсоном, а также перед королевой Англии.

Хотя американцы — публика избалованная, но ар­тисты на концертах вели себя искренне, и им отвечали взаимностью. Особенно нравились публике лирические песни:  «Александрина»,

«Алеся», «Вероника», «Наши любимые». Состав ансамбля был интернациональным: русские, белорусы, украинцы, евреи. Композитор Игорь Лученоктоже был приглашен на гастроли.

На одном из концертов после исполнения песни «Косил Ясь конюшину» на сцену вышла. американская группа, и музыканты все вместе исполнили «Дорогой длинною» (на английском известна под названием Those were the days). Зал аплодировал стоя.

На концертах публика встречалась разная: молодые люди и пожилые, небрежно одетые и в строгих пиджаках, белые и негры, представители разных наци­ональных диаспор. Почти во всех городах американский зритель провожал советских артистов стоя и громкими аплодисментами. Все для них было новым и необычным: удивительное многоголосье, плавные грустные мелодии, такие чужие и такие волнующие. Однажды состоялась встреча группы со студентами «Мэдисон колледжа». Студенты испекли большой торт, на котором шоколадным кремом написали: «Добро пожаловать в нашу страну».

 

На разогреве у Битлов

После   концертов «Песняры» давали интервью, отвечали на вопросы журналистов. Особенно всех интересовал размер гонораров музыкантов в СССР. Владимир Мулявин отвечал так: «200 рублей в месяц, 33 рубля за концерт и 3% от каждой проданной пластинки. Но это не главное. Мы чувствуем заботу государства, нам покупают аппаратуру, костюмы, организовывают гастроли, гарантируют работу в случае ухода из группы». Американцы удивлялись и не всему этому верили.

Ещё спрашивали о любимых западных группах и исполнителях. Мулявину были близки по духу группа «Чикаго» и Джо Кокер, а баянисту Анатолию Кашепарову — Uriah Неер, Led Zeppelin, The Doors.

Сидней Гаррис организовал в одной из американских студий запись совместного альбома «Песняров» с New Christy Minstrels. Диск выпустили на фирме Columbia, и продавался он только в США.

Гастроли заканчивались. «Песняры» проехали около 2500 миль, их концерты увидели тысячи американцев. В аэропорту Гаррис поблагодарил группу за выступления и заверил, что через полгода их пластинка будет первой в США. У него не было больше слов, и он встал перед артистами на колени.

После поездки в Америку о «Песнярах» положительно отозвались и музыканты легендарной группы The Beatles. Фразу Джона Леннона о том, что «»Песняры» — величайшая группа мира» растиражировала вся западная пресса. «С ними можно работать. И если придется выступать в СССР, то на разогреве будут играть только «Песняры»», — также говорил Леннон. А Джордж Харрисон встречался в Америке с вокалистом Леонидом Борткевичем и приглашал группу участвовать в его музыкальном проекте «Прощай, XX век!».

Второй «десант» советских музыкантов в США состоялся в сентябре 1977 года. Это было огромное шоу с участием 67 артистов, включая ВИА «Песняры», «Орэра», танцевальный ансамбль «Сувенир». Правда, в ходе этих гастролей постоянно возникали неприятные инциденты рядом с местом проведения концертов случались политические антисоветские митинги. Поэтому руководство Госконцерта приняло решение свернуть их досрочно, выплатив организаторам большую неустойку.

 

Виктор Волынский

«Загадки истории» №16 / 2016