8 (495) 514 – 74 – 43

Платье-шемиз, или жертвы "нагой" моды

Уже во время первого периода Французской революции наметились серьёзные изменения в стилистике женской одежды. Доминирующим стало платье-шемиз, получившее своё название за сходство с нижней сорочкой – шемиз. Его простота разительно отличалась от пышных нарядов эпохи рококо. Корсеты, обязательные в предыдущем веке для формирования характерного силуэта, были забыты. Отныне дамы предпочитали носить тонкие, почти прозрачные белые хлопчатобумажные платья, надевая вниз один-два слоя белья или вовсе обходясь без него.

Платье-шемиз отличалось чётким, почти аскетическим силуэтом, за счёт высокой талии, а также цельнокроеного корсажа и юбки. Прототип такого костюма (chemise a la reine) любила ещё Мария Антуанетта. Постепенно платье трансформировалось, и, как мы видим на портрете Мадам Рекамье Франсуа Жерара (1802, Музей Карнавале, Париж), всё более стало напоминать наряд неоклассицизма, который прославлял строгие, классические формы, характерные для времён Античности. Платья-шемиз шились из тонких полупрозрачных тканей – шёлка, муслина, льна, преимущественно светлых тонов. Такие туалеты имели глубокое декольте и короткие рукава. Их носили без нижних юбок, чтобы ткань облегала тело, создавая эффект нижнего белья. 

Молодые красавицы стремились подражать образам античных див и невзирая на погодные условия обнажались настолько, насколько позволяли приличия. Также для эффектной драпировки полупрозрачные лёгкие шифоновые накидки смачивали водой. В таком виде светские львицы 18-го века смело выходили на улицу в мороз тут же заболевали воспалением лёгких или чахоткой. Тогда эти болезни были практически неизлечимы.

Французский «Журнал де Мод» в 1802 г даже рекомендовал своим читательницам посетить Монмартское кладбище, чтобы посмотреть, сколько юных девушек стали жертвой «нагой» моды. Парижские газеты пестрили траурными хрониками: «Госпожа де Ноэль умерла после бала, в девятнадцать лет, мадемуазель де Жюинье — в восемнадцать, м-ль Шапталь — в шестнадцать!» За несколько лет господства этой экстравагантной моды умерло женщин больше, чем за предшествовавшие 40 лет.

Только благодаря египетскому походу Наполеона в моду вошли кашемировые шали, которые широко популяризировала супруга императора – Жозефина.