8 (495) 514 – 74 – 43

Спасти голубую пуйю!

Марианна Норт

 

Художница Марианна Норт сохранила для потомков облик исчезнувших растений!


Марианна появилась на свет в старинном ан­глийском городе Гастингс 24 октября 1830 года. Семья принадлежала к высшему об­ществу Гастингса, и Марианну, казалось, ждала совершен­но обычная для женщин того времени судьба: замужество, дети и спокойная старость в окружении многочисленных внуков.


В мире мужчин

В Англии XIX века не всту­пить в брак считалось для женщины величайшей неуда­чей и трагедией. Обычно, если девушка не выходила замуж и жила с родителями, к ней про­должали относиться как к несовершеннолетней, не имев­шей собственного мнения и желаний. Если же у неё не оставалось братьев, которые стали бы её опекунами, то по­сле смерти отца и матери она переезжала в семью сестры, переходя в полную власть её супруга.

Мужчина в виктори­анское время нёс полную от­ветственность не только за своих незамужних дочерей, незамужних сестер и тёту­шек, но и за незамужних род­ственниц жены, если у них не оставалось мужчин-опекунов, а также за собственную овдо­вевшую мать (если был стар­шим сыном). Считалось, что не­замужняя дама, даже если она уже давно совершеннолетняя, не способна сама о себе по­заботиться и уж тем более не в состоянии жить самостоя­тельно и распоряжаться свои­ми деньгами без разрешения мужчин.

Тем не менее Марианна Норт никогда не была заму­жем, и хотя ее жизнь почти целиком уложилась в долгое правление королевы Викто­рии (1837-1901 годы), она не соответствовала шаблонному представлению о викториан­ской старой деве с кошкой, пу­гливой дочери землевладель­ца, который, помимо прочего, был ещё и членом парламента.

У Марианны был красивый сильный голос, она обучалась по классу вокала, но после болезни с её голосом что-то случилось, она поняла, что ей уже никогда не стать певицей. Она вынуждена была искать себе новое хобби среди тех, что были разрешены женщи­нам. Таких было немного: пе­ние, рисование, рукоделие, занятия литературой, домаш­ний театр. Марианна выбрала рисование, всерьёз увлеклась изображением цветов и даже консультировалась у художника-флориста Её Величества ко­ролевы Виктории. Правда, ни пение, ни рисование не могли стать для викторианской дамы профессией — это был удел в лучшем случае женщин «полу­света».


Начало странствий

Марианне было 25 лет, ког­да умерла её мать. После её смерти девушка стала сопро­вождать отца в путешествиях, в частности, побывала в Сирии и на реке Нил. Это был доволь­но смелый поступок по мер­кам того времени, поскольку взрослым незамужним дамам из хороших семей, к которым, вне сомнения, принадлежала Марианна, никогда не разре­шалось оставаться наедине с мужчиной. Даже на несколько минут в гостиной их собствен­ного дома. Даже если речь шла о её отце. В обществе были свято убеждены, что стоит мужчине оказаться наедине с девушкой, как он тут же будет делать ей непристойные предложения.

В 1869 году отец и дочь вер­нулись в Англию, поскольку здоровье мистера Норта ухуд­шилось, и вскоре он умер. Ма­рианна получила в наследство семейное имение Гастингс Лодж (её младшая сестра Кэ­трин была к тому времени уже замужем). Через два года она продала имение и отправи­лась уже в самостоятельные странствия, зарисовывая в путешествиях местную флору, фауну и делая этюды маслом.

За свою жизнь Марианна написала «портреты» более 900 видов растений. В наши дни многие из изображённых ею с такой любовью живых организмов находятся под угрозой вымирания. Хотя художественные критики отме­чали в её работах недостаток художественного професси­онализма, документальная точность рисунков Марианны Норт имела большое практи­ческое значение: когда фотография ещё была делом мед­ленным и сложным, а самое главное — дорогим, только та­ким образом можно было за­печатлеть внешний вид расте­ний. Более того, далеко не все учёные-ботаники могли себе позволить предпринимать дальние путешествия в поис­ках новых, ещё не открытых и не внесённых в перечни де­ревьев, трав и цветов. Им при­ходилось описывать новые виды по рисункам, картинам и гербариям, которые приво­зили их коллеги.

 

Несмотря на ухудшающе­еся здоровье (её мучали рев­матизм и подступающая глу­хота), мисс Норт продолжила путешествовать до начала 1880-х годов. Она совершила кругосветное путешествие и побывала в 17 странах (Сици­лия, Канада, США, испанский остров Тенерифе, Япония, Бор­нео, Ява, Цейлон, Индия и др.), охватив 5 континентов.

По предложению Чарлза Дарвина, с которым Мариан­на дружила и который высоко ценил её работы, она отправи­лась в Австралию и Новую Зе­ландию, добралась до Южной Африки, провела целый год в Бразилии, где жила в хижине в глубине леса, чтобы зарисовы­вать растения в их естествен­ной среде обитания, побывала в Чили и на Сейшельских островах. Трудно представить, что всё это происходило в викторианские времена, ког­да уделом женщины были до­машние и семейные обязанно­сти. Из-за тягот долгой дороги очень немногие женщины от­важивались на дальние поезд­ки, даже если отваживались, то всё равно в сопровождении мужчины или опекунши.


Слава и судьба наследия

После возвращения в Ан­глию Марианна Норт выста­вила ряд своих рисунков в Лондоне. Королевские ботанические сады Кью приняли предложение Марианны о передаче им её картин для по­каза. Это была большая честь для художницы, поскольку сады Кью были одним из круп­нейших центров ботанических исследований в Британской империи и с 1840 года имели статус национальных. Для раз­мещения картин было приня­то решение возвести галерею, постройку которой оплатила Марианна. Она же расписала фриз и декоративные панели вокруг дверных проемов, при­везла деревянные панели для нижней части стен.

Галерея Марианны Норт, построенная архитектором Джеймсом Фергюссоном в 1882-1883 годах, содержит 842 работы. Все картины были завещаны художницей садам Кью, с условием не изменять их расположение в галерее. Кстати, на сегодняшний мо­мент это единственная по­стоянная персональная выставка женщины-художника в Великобритании. Умерла мисс Норт 30 августа 1890 года в Олдерли (графство Глостер­шир), где и была похоронена. После её смерти сестра издала трехтомник ее мемуаров под названием «Воспоминания о счастливой жизни — биогра­фия Марианны Норт». Книга была чрезвычайно популярна и через несколько лет была переиздана.

Российской публике имя Марианны Норт известно в связи с легендой о голубой пуйе, которая упоминается в книге Макса Фрая «Ключ из желтого металла». Пуйя — это растение семейства бромелиевых, произрастающее на каме­нистых откосах Анд, поднима­ясь до высоты 4000 метров над уровнем моря. Европейские ботаники были наслышаны об этой якобы трехметровой траве, цветущей раз в полтора века, время от времени само­воспламеняющейся и сгора­ющей дотла, чтобы потом воз­родиться из пепла. Но никто из них, несмотря на страстное желание добыть хоть какое-то изображение этого растения, не рискнул пересечь океан и подняться высоко в горы. Ни­кто, кроме Марианны Норт, ко­торой в тот момент уже было за 50 (возраст для викториан­ской дамы почтенный). Благо­даря её картине «Голубая пуйя и мотыльки» этот пробел в на­уке был устранён — точность рисунков Марианны Норт была такова, что ботаники мог­ли описывать новые виды рас­тений, не выходя из галереи в садах Кью.

 

 

В честь мисс Норт назва­ны многие растения — Агеса northiana (подвид низкорос­лых бесстебельных пальм с длинными перистыми листья­ми), Crinum northianum (рас­пространённое в Азии луко­вичное растение семейства амариллисовых), Kniphofia northiana (африканское много­летнее травянистое растение). Nepenthes northiana (насеко­моядное растение с острова Борнео, которое она зарисо­вала первой из европейцев), а также род растений Northia (в нём всего лишь один подвид: эндемичное дерево с Сейшельских островов, родствен­ник дерева ши, масло которо­го используется в косметиче­ских целях).

 

Анна Семененко

«Загадки истории» №9, 2017 г