8 (495) 514 – 74 – 43

Верея

По одной из версий, названием города является славянское слово, означающее «столбы, на которые навешиваются полотенца ворот», или «косяк, столб у двери и у во­рот». По своему расположению го­род вполне соответствовал такому названию, будучи как бы западны­ми «воротами» Московского кня­жества.

Военное значение Вереи усилива­лось ещё и тем, что она «охраняла» путь по Протве от Оки. Верейскую крепость ни разу не смогли взять ни­какие интервенты. Двойной вал, ров, два глубоких оврага и тридцатиметровый обрыв со стороны Про­твы делали ее неприступной. В 1371 году её осаждали литовские войска Ольгерда, в 1408-м — монголо­татарские конные орды Едигея, в на­чале XVII века — польско-литовские отряды. Все они бились за западные ворота Руси, но так и не смогли по­бедить.

К концу XVII века, когда границы Русского государства продвинулись на запад, Верея утратила своё воен­ное и торговое значение.

 

Церковь Богоявления Господня (Космы и Дамиана) в Заречье (1777 г)

 

 

С 1789 года она становится заштатным уездным городом Московской губернии.

Верея принимала участие и в вой­не 1812 года. Для охраны дороги из Смоленска на Москву Наполеон приказал отряду вестфальцев чис­ленностью 500 человек занять Ве­рею. Захватив город, они укрепили его земляным валом и палисадами. Узнав об этом, М.И. Кутузов прика­зал партизанскому отряду генерала И.С. Дорохова взять Верею и уни­чтожить французские укрепления.

Дорохов выступил 27 сентября из Боровска, оставив в нем часть отряда для наблюдения и связи. Дойдя до Ковригина, он направил группу солдат в Купелицы, северо- восточнее Вереи, чтобы отрезать город от Москвы. Еще одна группа заняла Митяево на северо-западе по дороге на Можайск. С юга лежа­ла долина Протвы, с юго-востока в деревне Волченки стоял сам До­рохов с главными силами отряда. Город был окружен. Дорохов с от­рядом прошел по тропинке, указанной верейцами, и неожиданным штурмом взял город.

 

В это время из Вышгорода подо­шёл крестьянский партизанский отряд в 1000 человек , что позволило разрушить французские укрепле­ния. Верейская операция прервала связь Наполеона с тылом, а также лишила его ближайшей продовольственной базы.

 

В битве под Малоярославцем Дорохов был тяжело ранен. Перед смертью он писал жителям Вереи:

«Если вы слышали о генерале Дорохове, который освободил ваш го­род от врага отечества нашего, почтенные соотчичи, я ожидаю от вас за это в  воздаяние дать мне три аршина земли для вечного моего упокоения при той церкви, где я взял штурмом укрепление непри­ятеля, истребив его наголову. За что дети мои будут благодарны. Гене­рал Дорохов».

Могила генерала Дорохова нахо­дится в  Верейском соборе.

Во время Великой Отечественной войны в окрестностях Вереи создает­ся Можайская линия обороны. Немцы, вошедшие в Верею в 1941 году, сожгли город, разрушили электро­станцию и Дороховский стеклозавод. Город был освобожден 19 января 1942 года в ходе Ржевско-Вяземской наступательной операции.

В постсоветское время Верея про­славилась тем, что здесь производи­лись первые джинсы в Советском Союзе. Сейчас фабрика занимается производством флагов.

 

Прогулка по городу

Начать прогулку стоит с Верейско­го городища, внутри которого воз­вышается собор Рождества Христова, построенный в середине XVI века. Из-за постоянной пере­стройки изначальный древний об­лик собора исказился, и теперь пе­ред нашими глазами лишь скром­ный провинциальный барочный храм грузных пропорций практиче­ски без декоративных деталей.

Впрочем, классицистическая ко­локольня 1802 года добавляет собо­ру оттенок изысканности. Но это не единственная её «задача» — коло­кольня является центром компози­ции городской панорамы правого берега Протвы со стороны Москов­ской дороги.

В нижней подклетной части хра­ма находится чугунная плита над могилой Ивана Семеновича Доро­хова. В 1918 году могила героя войны была осквернена — останки генерала были сброшены с обрыва на берег Протвы. Но местные жители собрали останки и тайно захо­ронили их на прежнем месте. Над­гробие было восстановлено в 1999 году

Памятник Дорохову, уста­новленный жителями перед собо­ром в 1913 году, также разрушили в Гражданскую войну, но при Хрущё­ве восстановили. С этого холма от­крывается красивый вид на город — внизу речка, слева массивная пяти­главая Ильинская церковь 1803 го­да постройки с серебряными купо­лами, в центре — старообрядческая Покровская церковь 1907 года.

У реки в здании с куполом раньше находилось уездное училище, теперь камерный Краеведческий

музей.

Здание первого учебного заведе­ния города Вереи было построено в 1788 году. Можно предположить, что первоначально оно строилось не в общественных целях, а для частного лица, т.к. план расположения

комнат, а также компактность по­стройки соответствуют скорее уса­дебному дому. Композиция здания обусловлена его местоположени­ем — угол, обращённый на площадь, выделен ротондой.

Рядом с училищем расположены свежеотреставрированные тор­говые ряды с аркадами. Они, кста­ти, используются по их прямому на­значению — здесь располагается Ве­рейский рынок.

Если прогуляться вдоль Протвы до западной части города, то мы ока­жемся в Царь-Константиновской слободе. Здесь традиционно селились богатые горожане, купцы и местные дворяне. От старинной застройки на­против храма Константина и Елены сохранилась усадьба купцов Тарасо­вых — дом в стиле провинциального классицизма. Особый интерес пред­ставляют деревянные резные ворота с пропильной резьбой.

За Протвой на левом низком бере­гу реки прямо напротив кремля стоит барочная Богоявленская цер­ковь 1777 года. Она была построена на средства купца М.Е.Седельникова. Её архитектура весьма архаична для своего времени. Если бы не за­вершающие четверик портики и объёмные барочные наличники, можно было бы вполне датировать эту по­стройку началом XVIII века. Привер­женность строительным традициям прошлого была характерной чертой русской провинции, особенно если заказчиком строительства был купец, как в этом случае.

Богоявленская церковь имеет так­же градостроительное значение для заречной части города. Храм стоит в центре площади, от которой луча­ми расходятся три улицы. Эта геоме­трия хорошо просматривается с вы­соты городища.

Немного в стороне находится краснокирпичный и заброшенный до недавнего времени Q храм Входа Господня в Иерусалим. Раньше он являлся частью Спасского Входоие­русалимского мужского монастыря. Закрыт он был ещё при Екатерине II, которая издала указ об упразднении малоимущих монастырей. Сохра­нившаяся церковь строилась с 1667 по 1679 год, о чём свидетельствует текст закладной доски (её можно увидеть у западного портала). Храм, пожалуй, является самой ценной по­стройкой Вереи, классическим про­изведением своей эпохи. Бесстолпный на подклете, он завершён четы­рёхскатной кровлей с пятью главами на стройных барабанах. С трёх сто­рон храм когда-то окружали галереи.

 

Декор фасадов изобилует рядом ложных кокошников, этот же мотив встречается и на наличниках окон.

Возвращаясь обратно по Минско­му шоссе, можно в рамках военного маршрута заехать в один из самых больших танковых музеев в Ку­бинку.

Для этого доезжаем до поворота на Кубинку и поворачиваем через эстакаду налево. Ориентиром послу­жит танк на постаменте, своей пуш­кой указующий направление к Во­енно-историческому музею бронетанкового вооружения и тех­никиМузей расположен на обширной территории бывшей испытательной базы по соседству с действующим полигоном. Поэтому в качестве звукового сопровождения к прогулке вас ждут систематически раздающиеся взрывы и стрельба.

Напротив входа — памятник неизвестному экипажу Т-70 (один из предшественников Т-34). Он представляет собой металлическую стелу с фрагментами цветного витража, на которую прикреплены колокола, сделанные из гильз различного калибра, и четыре пулемёта. Под ними башня и фрагменты гусениц танка. По словам экскурсовода, поисковики нашли его в Спас-Деменском районе Калужской области со следами полного подрыва боекомплекта.

Экспонаты музея расположены как на улице, так и в павильонах. Сразу при входе вас встречает линейка из Т-34-85, Т-34 в зимней окраске, САУ (самоходная артиллерийская установка), танк ИС (Иосиф Сталин) и

английский средний танк.

Всего на территории расположе­но шесть павильонов, и каждый по­свящён своей теме.

В павильоне бронетранспорте­ров и легких танков особый интерес представляют многочисленные тан­ки середины 30-х годов, включая плавающие образцы. Из поздних — боевые машины десанта, выполнен­ные из алюминиевых сплавов.

Здесь можно проследить эволюцию танков от рубежных предвоен­ных лет к завершению войны и от первых послевоенных конфликтов к 60-м годам (на Дальнем и Ближ­нем Востоке). С начала XX века тан­ки изрядно «возмужали», «потяже­лели».

В павильоне немецких танков не­обычен похожий на робота-трансформера невооруженный гусенич­ный разминирователь. Тремя тяже­лыми гусеницами он без ущерба для себя способен раздавить заложен­ные мины и проделать безопасный проход для рядовых танков. На улице можно также увидеть самодельный бронированный трак­тор. Он характеризует начало вой­ны, когда по инициативе различных инженеров началось приспособле­ние под военные нужды граждан­ских тяжелых тракторов. 

На удалении виден силуэт трёх­башенного мотоброневагона, по­строенного по всем флотским кано­нам (похожий на легкий крейсер). В павильоне, посвященном ан­глийской и американской технике, вас наверняка заинтересует канад­ский транспортер фирмы Бомбар­дье, родоначальник современных снегоходов. Его фанерный корпус издали напоминает гондолу дири­жабля.