8 (495) 514 – 74 – 43

Звенигород

Дорога на Звенигород идёт вдоль долины Москвы-реки, за кра­соту видов прозванной «подмосков­ной Швейцарией».

 

История Звенигорода

Это один из старейших городов Подмосковья, основанный Юрием Долгоруким в 1152 году. Князья создавали здесь опорные пункты, держали дружину и сборщиков да­ни. Звенигород всегда имел боль­шое значение как стратегический оборонительный пункт на подступах к Москве. Согласно одной из легенд, даже само название города произо­шло от того, что звоном своих коло­колов он предупреждал жителей Москвы о грозящей опасности.

По завещанию Дмитрия Донского 1389 года княжество Звенигород­ское досталось его второму сыну Юрию Дмитриевичу, превративше­му город в столицу своего княже­ства. При его правлении вокруг кремля была создана система земляных валов, по гребню которых шла высокая деревянная стена с башнями. В кремле был построен Успенский собор. Остатки древних укреплений, земляные валы, сохра­нились до сих пор.

В 1389 году рядом с городом на го­рн Сторожи преподобным Саввой был основан Саввино-Сторожевский монастырь. В 1434 году после смерти Юрия в Москве Звенигород получил его старший сын Василий Косой, а в 1448 году — боровско-серпуховской князь Василий Ярославин, после ко­торого городом владели Василий Темный, Владимир Андреевич Старицкий и даже татарский царевич Муртаз-Али.

В ходе объединения русских зе­мель Звенигород стал частью Замо­сковного края. Город разрастался, здесь сложились два посада — Ниж­ний, близ кремля, и заречный Верх­ний. На Нижнем посаде появился Воздвиженский монастырь.

 

 

В 1605 году Лжедмитрий I по пу­ти в Московский Кремль сжег и ра­зорил город. Спустя два года Лже­дмитрий II дограбил и дожег то, что не успел Лжедмитрий I.

Позднее царь Алексей Михайло­вич стал ходить на богомолье в Саввино-Сторожевский монастырь. Поэтому вскоре вокруг древнего Рождественского собора появились Троицкая церковь, Трапезная пала­та, Звонница, Царский дворец, Ца- рицыны палаты, Братские корпуса, а также стены и башни.

Неподалёку от стен монастыря выросла стрелецкая слобода. Некоторое время монастырь даже имел ранг лавры.

После Алексея Михайловича в 1682 году стены Саввино-Сторожевского женскою монастыря стали убежищем для второй жены Алексея Михайповича, Натальи Кирилловны На­рышкиной, и её сыновей — Петра и Ивана, скрывавшихся здесь во вре­мя стрелецкого бунта. В 1698 году недалеко от Звенигорода войска Пе­тра I разбили восставшие в очеред­ной раз стрелецкие полки. Мятежные стрельцы были заключены в подвалы Саввино-Сторожевского монастыря, откуда их повезли на казнь в Москву.

В XVII веке боярин Борис Иванович Морозов зачинает здесь железодела­тельное производство. В 1781 году Звенигород становится центром уез­да. В 1812 году произошло «Звениго­родское дело» — в октябре конный от­ряд майора Фиглева освободил го­род от французов. В том же XIX веке крестьянин Емельянов из села Шихово организовал здесь известное на всю страну производство струнных инструментов. Совсем недавно про­изводство обанкротилось. Впрочем, Звенигород и по сей день привлекает жителей столицы хорошей экологией и атмосферой благополучия. Звени­город чист, опрятен, к тому же в нём чувствуется своя собственная жизнь, по крайней мере внешне не связанная с Москвой. Поэтому жители столицы начали переезжать в более зелёный и менее суетный город. Для этого на окраинах и вдоль реки строятся симпатичные жилые комплексы.

 

Прогулка по Звенигороду

Начать прогулку можно с Город­ка, первоначального центра древне­го поселения.

Для этого нужно ехать или идти вдоль реки до указателя на «Горо­док». Рядом стоит лестница с разби­тыми ступеньками, устремленная вверх, так что указатель пропустить почти невозможно. В центре Городка находится один из самых древних соборов Москов­ской области — собор Успения Богородицы.

По стилю его можно отнести к па­мятникам раннемосковского зодче­ства. Собор возвышается на высо­ком левом берегу Москвы-реки. По отношению к территории бывшего детинца храм также находится на небольшом возвышении. Его белые стены, строгие, стройные формы, серебристое покрытие шлемовидного купола гармонируют с окрест­ным пейзажем — поросшими лесом холмами, просторами полей.

Собор был построен в 1396-1399 годах из белого известняка по заказу князя Юрия Дмитриевича после удачного похода на Волжскую Булгарию. По одной из версий внутри храм частично был расписан Андре­ем Рублевым. Фрагменты этих росписей сохранились до сих пор. Ру­блеву приписывают изображения святых Флора и Лавра, полуфигуры которых помещены в медальоны, расположенные на восточных, алтарных столбах собора.

 

Рублёвский или Звенигородский деисус

В Рождественском соборе Саввино-Сторожевского монастыря со­хранились примеры живописи на­чала XV века. Были обнаружены изображения пустынников и пост­ников, предметов, связанных со Страстями Христовыми. Считается, что среди художников работал Ан­дрей Рублёв. Это доказывает осо­бый «рублёвский» тип лиц святых — одухотворенных, доброжелатель­ных, с тонкими чертами. Здесь же находился шедевр древнерусской иконописи — деисусный чин работы Андрея Рублёва, прозванный «Звенигородским». От первоначального деисуса сохранились три иконы, ны­не находящиеся в Третьяковской га­лерее: «Спас Вседержитель», «Апо­стол Павел» и «Архангел Михаил». Все трое изображены по пояс. В то время как образ Христа, смысловой центр композиции, повернут лицом к зрителю, апостол Павел и архангел Михаил развернуты в три четверти, обращаясь к Иисусу в молитвенных позах. Лица Христа, архангела Ми­хаила и апостола Павла — зримое воплощение высочайшей духовно­сти. Мягкие переливы света, нежная красочная гамма, в основе которой лежат холодноватые оттенки голу­бого, светло-фиолетового, розово­го, обладают неповторимой поэтич­ностью и музыкальностью.

Если проехать или пройти около 1,5 км вдоль реки, то мы окажемся у основной достопримечательности Звенигорода — Саввино-Сторожевского монастыря.

Монастырь был основан по при­казу Юрия Дмитриевича в 1398 го­ду. Место для него князь выбрал на холме, издавна носящем название «Сторожи» (в старину здесь нахо­дился сторожевой пост). От назва­ния местности и имени первого игу­мена — монаха Саввы, ученика Сер­гия Радонежского — произошло на­звание.

Первоначально монастырь был деревянным и занимал лишь южную часть холма. Первым каменным строением стал Рождественский со­бор. Уже тогда он являлся центром архитектурной композиции, нахо­дясь на вершине холма.

 

 

Большое строительство в мона­стыре проходит в середине XVII века по указу Алексея Михайловича, что было связано с частыми посещения­ми этих мест царской семьей.

Появляется Царский дворец, Царицыны палаты, трапезная со звон­ницей, Преображенская церковь.

Царский дворец, или дворец ца­ря Алексея Михайловича (1650-1654 гг.) вытянулся на 100 метров в длину, что считалось для тех вре­мён «невиданным доселе сооруже­нием». Дворец строился в три этапа. В 1652-1654 гг. была сооружена северная часть дворца. В 1674-1676 гг. дворец стал представлять собой одноэтажное строение на подклете из семи клетей с отдельны­ми входами. Парадную централь­ную часть занимали покои царя, в северной части находились кухон­ные помещения, остальные клети предназначались для царской семьи и свиты. В 1686-1687 гг. при царев­не Софье крышу и тесовые терема разобрали и надстроили второй этаж с анфиладой комнат по всей длине здания.

Ко входам вели четыре широких крыльца. Вероятнее всего, они под­нимались до второго этажа, там, где сейчас сохранились двери.

Напротив дворца стоят невысокие Царицыны палаты (1652-1654 гг.) Сейчас в них размещается музей. В лом строении чувствуется живо­писная красота и «нарядность» рус­ской архитектуры середины XVII сто- летия с её любовью к сказочной изу­крашенное™. В палатах проявилась и ещё одна отличительная черта ар­хитектуры того времени — отделка дворца сочетает красную кирпичную кладку с белым камнем. В музее можно ознакомиться с собранием икон XVI — XIX веков, в том числе на­писанных по заказу царя Алексея Михайловича мастерами Оружей­ной палаты Московского Кремля.

Когда-то одним из самых боль­ших сооружений монастыря было здание трапезной (1652-1654 гг.) В XVII веке оно воспринималось как чудо строительного мастерства, изу­мляло и соотечественников, и иноземцев. Современников поражала величина этого четырехэтажного мо­нументального сооружения с углу- ( иным на 6 метров в землю бело­каменным подклетом, где помещался ледник и был вырыт колодец глу­биной 15 метров. В верхнем этаже размещалась богатая монастырская казна с тайниками для золота, сере­бра и иных драгоценностей.

 

С восточной стороны к трапезной примыкает Преображенская цер­ковь (1693 г), построенная на сред­ства царевны Софьи в память пре­бывания ее в монастыре во время стрелецкого бунта. Особый интерес представляют пестрые изразцовые наличники окон этой церкви, увен­чанные орлами.

На территории монастыря нахо­дится Историко-краеведческий музей, в котором можно в подроб­ностях ознакомиться с историей Зве­нигорода и окрестностей.

В монастыре И.М. Шарутиным было сооружено семь башен, шесть из которых сохранились до наших дней.

Кстати, в монастыре можно и ото­бедать. Здесь есть трапезная, в кото­рой вас с удовольствием накормят. Комплексный обед обойдется при­мерно в 180 рублей.

А ещё здесь готовят легендарный квас, настаивающийся на изюме, дающем дополнительное «винное» брожение. При монастыре планиру­ется открыть и Музей церковного вина с дегустацией.

В километре к северу от мона­стыря, возле пещеры, в которой жил преподобный Савва, в XIX веке построили скит. Это небольшой храм, окруженный каменной огра­дой. Правда, внутрь не пускают, за­то можно зайти в купальню и оку­нуться в холодную родниковую во­ду. Ничего, кроме полотенца и му­жества, для этого не требуется. Зато трижды окунувшись, вы почувству­ете себя вновь рождённым.